29 мая 1960 года вышло воскресное приложение к газете «Советский спорт» - еженедельник «Футбол». Позже в 1967 году издание переименуют в «Футбол - хоккей». Любители этих видов спорта выстраивались в очередь перед киосками Союзпечати по утрам, чтоб купить очередной номер. До сих пор можно найти сохранившиеся подписки по годам издания. Последний напечатанный номер – номер N22 (5-12 июня 2019года). Еще три выпуска, в том числе последний N25 (26 июня – 3 июля 2019года), существуют только в электронном виде.
Коньки-канадки
Находки археологов Германии, России, Нидерландов, Швеции, Норвегии, Дании, Англии говорят о том, что первые коньки были костяные. В «Хрониках знатного города Лондона» 1174 года можно встретить упоминание, что люди начали кататься не только с практическими целями, но и для развлечения. В XIII веке голландцы придумали новую форму коньков – деревянные бруски с металлической полоской – лезвием. К обуви они крепились кожаными ремнями. В России такие коньки появились при Петре Первом. Петр привез моду на катание из Голландии. Так же он улучшил конструкцию коньков: их стали прибивать к обуви. В 1850 году появились коньки представляющие собой единую металлическую конструкцию. Русский конькобежец Александр Паншин сделал коньки собственной разработки и выиграл на них забег в 1889 году в Амстердаме. Ранее, коньки для хоккея были похожи на беговые, современная конструкция появилась к 70-м годам XXвека. Лезвия коньков были укорочены, что привело к увеличению маневренности спортсмена. В настоящее время особенностью коньков для хоккея можно считать высокую жесткость ботинка, которая позволяет хоккеисту обладать повышенной маневренностью и обеспечивает защиту от попадания шайбы. Хоккейные коньки существуют двух типов – для вратарей и полевых игроков.
Клюшка (прямой крюк)
Хоккейная клюшка В публикации журнала «Физкультура и спорт» от 1932 года, повествующей о первых опытах советских спортсменов игры в канадский хоккей, слово «клюшка» не употреблялось вообще. «Игра происходит при помощи палки длиной 1.5 м с плоским крюком». В английском языке используется слово «stick» («hockey stick»), то есть «палка» («хоккейная палка»). Слово «палка» у нас не прижилось, и с первого чемпионата СССР 1946-1947 используется слово «клюшка». Первая хоккейная клюшка появилась в начале 1800-х годов и представляла собой кусок деревянной палки с плоским наконечником. В 1920-х годах хоккеисты начинают обматывать ее для увеличения захвата и укрепления части, контактирующей с шайбой. Со временем заметили, что наличие крюка увеличивает точность броска. И если первоначально величина изгиба была произвольной, позднее его ограничили до 1.9 см. Технология изготовления клюшки менялась на протяжении многих лет. Теперь это изделия из нескольких слоев древесины, склеенных и спрессованных. Клюшки стали более гибкими. Поверхность ламинируется стекловолокном, что увеличивает срок их эксплуатации. Самая первая среди сохранившихся клюшек датирована 1830-ми годами и хранится в Музее истории Канады.
Шайба В 1879 году канадец Робертсон предложил в качестве основного «забивного» снаряда использовать резиновый дискообразный предмет. Первые шайбы делались из резиновых мячей, которые просто разрезались пополам. Сегодня шайба – это твердый диск из вулканизированной резины с рифлеными краями, что облегчает контакт с хоккейной клюшкой. Вес от 105 до 185 грамм, толщиной около 2.54 см и 7,62 см в диаметре. Перед использованием шайбу замораживают, это позволяет уменьшать силу отскока и облегчает контроль ее игроками. Средняя скорость, с которой летит шайба летит в ворота, составляет около 150 км/ч. Ежегодно в мире продается 40 миллионов шайб. Основные производители – Россия, Чехия, Германия, Канада. Название «шайба» мы, скорее всего, обязаны немцам. В 1932 году хоккеисты «Фихте», знакомившие советских спортсменов с хоккеем, использовали слово «hartgummischeibe», в переводе «жесткий резиновый диск». Первая часть слова потерялась, и осталась простая «scheibe».
ЗНАЧОК "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ СССР"
В напечатанном обращении от 24 мая 1930 года в газете «Комсомольская правда» предлагалось установить испытания на право получения значка ГТО. Требовалось введение единого критерия для оценки физического состояния молодежи, да и всего населения страны. I ступень – «Смелые и ловкие» - для мальчиков и девочек 10 -13 лет, II ступень – «Спортивная смена» - подростки 14 – 15 лет, III ступень – «Сила и мужество» - юноши и девушки 16 -17 лет, IV ступень – мужчины 18 – 39 лет и женщины 18 – 34 года, V ступень – «Бодрость и здоровье» - для мужчин 40 - 60 лет и женщин 35 - 55 лет. За выполнение специальных норм человек награждался значком, в зависимости от уровня сдачи нормативов каждой ступени награждали золотым, серебряным и бронзовым значками. До 1960 года значки «Отличник ГТО СССР» изготавливался из серебра.
БУТСЫ
Специальная обувь, предназначенная для игры в футбол и регби. Основным отличием от обычной обуви является наличие шипов на подошве и цельный, усиленный носок обуви. Шипы различаются в зависимости от типа поверхности, на которой они используются. Есть обувь для газона, для искусственной травы, для мини-футбола. В начале XIX века футболисты использовали тяжелую кожаную обувь с металлической вставкой спереди и длинными шнурками. Эти ботинки имели металлические шипы для устойчивости и повышенного сцепления с поверхностью. В 1863 году Футбольная ассоциация запретила использование такой обуви, чтобы избежать травм футболистов. В 1891 году в правила футбола были внесены изменения, которые разрешали использование шипов при условии, что они были сделаны из кожи и выступали не более чем на полдюйма. На подошве обуви закреплены круглые шипы. С этого момента их можно было назвать специализированной обувью для футбола, потому что теперь обувь существенно отличалась от обычной обуви.
ЗИС-110
Советский легковой автомобиль высшего и представительского класса Завода имени Сталина, первый послевоенный автомобиль автопрома СССР. Производство машины началось в 1945 году и закончилось в 1958 году. Стандартный ЗИС-110 представляет собой 7-местный лимузин длиной 600, шириной 196 и высотой 173 сантиметра со снаряжённой массой в 2575 килограммов. Всего было изготовлено 2083 автомобиля. ЗИС-110 стал первым в СССР автомобилем с независимой подвеской передних колес и герметизированной системой охлаждения двигателя. Сегодня ЗИС-110 является редким коллекционным автомобилем.
КУБОК СССР
В Советском союзе одним из главных спортивных турниров был Кубок СССР по футболу. Впервые соревнования прошли 18 июля 1936 года. Кубок просуществовал 56 лет. В первой игре за кубок выступили 96 команд. Ленинград представляли "Буревестник", "Локомотив", "Красная заря", "Спартак", "Сталинец" и "Динамо". Футбольные соревнования среди профессиональных команд мастеров, игравших во всех лигах и команд коллективов физкультуры. Турниры проходили с 1936 по 1992 год. Первым обладателем кубка стал московский «Локомотив», последним — московский «Спартак». Всего кубок СССР был разыгран 51 раз. Кубок был выполнен в виде хрустальной вазы в серебряной оправе. На крышке закреплена бронзовая фигурка футболиста с мячом. На крышке и подставке были выгравированы названия команд, выигрывавших кубок. Высота кубка 57 см, вес 6 кг.
Машина "Победа"
Советский легковой автомобиль, серийно выпускавшийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946-1958 годах. Заводской номер модели - ГАЗ М-20. Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире, серийно выпускавшийся с полностью плавающим кузовом — без выступающих крыльев, их зачатков, подставок для ног и фар. 28 июня 1946 года началось серийное производство автомобилей "Победа". Всего было произведено 235 999 автомобилей, в том числе 14 222 кабриолета и 37 492 такси. Первая серия "Виктори" с удлиненной облицовкой радиатора, 1946 год. Этот автомобиль выглядел очень современно не только по сравнению с другими советскими автомобилями, но и многими зарубежными марками. Спереди было много хрома, что придавало "Виктори" дорогой вид, а заостренный капот – элегантность. Дизайнеры неоднократно переделывали кузов автомобиля, доводя его до неоспоримого совершенства. Что касается технических новшеств, то именно "Победа" первой на территории СССР обзавелась указателями поворота и сигналами торможения. Это первая послевоенная модель Горьковского автозавода имени Молотова и первый серийный отечественный автомобиль с несущим кузовом.
Эмблема фестиваля молодежи и студентов в Москве
Эмблема IV фестиваля молодежи и студентов в Москве, который проходил с 28 июля по 11 августа 1957 года. Гостями фестиваля стали 34000 человек из 131 страны мира. Девиз фестиваля «За мир и дружбу!» включал в себя свободное общение москвичей с иностранными студентами.
МЕДАЛЬ "КУБОК СССР"
Памятный знак участника Кубка СССР по футболу. Иметь такой мечтал каждый игрок, ведь это второй по значимости турнир. Проводить его начали с 1936 года. И первое на футбольное поле выходили не только команды мастеров, но и коллективы физической культуры. Чаще всего трофей - хрустальную вазу в серебряной оправе, весом в шесть килограмм - завоёвывали футболисты московского "Спартака". Среди победителей турнира был и "Зенит". В 1944 году ленинградская команда стала первой на московской побеждавшей в Кубке России
МЕДАЛЬ КУБКА
Это золотая медаль чемпионата СССР. Вручалась каждому члену команды победителя чемпионата СССР.
МОТОЦИКЛ "УРАЛ"
Советский и российский тяжёлый мотоцикл, выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе (Свердловская область, г. Ирбит). В подавляющем большинстве случаев эксплуатируется с коляской. Выпускаются модели мотоцикла как с приводом на колесо коляски, так и без него. Привод колеса коляски — отключаемый, бездифференциальный.
МЯЧ ШНУРОВКА
Раньше мячи были другими: кожаный мешочек со шнурком сверху, а внутри резиновый отсек, который (если он лопался) заменялся новой, неповрежденной надувной камерой. Камера, если она не была повреждена, была накачана с помощью насоса. Камера была вставлена внутрь кожаного футляра, а затем шнурок был снова "завязан". Со временем мячи стали более современными, то есть их стали изготавливать из синтетики. В результате кожаные чехлы и фотоаппараты перестали использоваться. Когда люди научились делать резину из каучука, они придумали камеры. А чтобы камеры быстро не приходили в негодность, их стали "обтягивать" кожаным чехлом (рамкой). Каркас был изготовлен из натуральной кожи, он состоял из 18 панелей, сшитых вместе. А ниппель, для того чтобы надувать с помощью насоса, был спрятан под шнуровкой. И только в начале 1960-х годов был изготовлен полностью синтетический футбольный мяч, но синтетические мячи полностью заменили кожаные только в начале 1990-х годов. На самом деле, такое свойство мяча, как отскок, очень важно. Вот почему мячи были усовершенствованы, когда стало возможным производить искусственные мячи. Эти искусственные мячи заменили шнурки с помощью технологии термического склеивания. Кстати, современные футбольные мячи состоят из нескольких накладок: внутренних швов между рамой и камерой.
РАДИО
Способ передачи сообщений на расстояние посредством радиоволн, а также область науки и техники, связанная с изучением физических явлений, лежащих в основе этого способа с его использованием для связи, звукового вещания, передачи изображений, сигнализации, контроля и управления, обнаружения различных объектов и определения их местоположения и для других целей.
СЕКУНДОМЕР
Устройство, способное измерять временные интервалы с точностью до миллисекунд. Обычно используются секундомеры с точностью измерения 1/10 и 1/100 секунды. Но с появлением современных технологий стало возможным измерять время более точно - с точностью до десятитысячных долей и еще более точно. Механизм используется для расчета времени на таких спортивных мероприятиях, как соревнованиях по футболу, легкой атлетике, плаванию, триатлону и других соревнованиях, которые проводятся вовремя. Секундомер запускается нажатием кнопки в начале соревнования, а также останавливается в его конце, например, когда заканчивается футбольный тайм, пловец доплывает до конца трассы, а лыжник завершает дистанцию забега.
ФЛАГ СССР
Государственный символ Союза Советских Социалистических Республик. Один из главных символов советской России, считался «знаком независимости и сплоченного рабоче-крестьянского союза». Красный цвет означал героизм народа, ведомого коммунистической партией; серп и молот являлись символом вечного союза рабочих и крестьян. Красная звезда с пятью концами на флаге означала, что установление коммунизма на всех материках планеты является главной целью страны. Обычно наконечники всех советских флагов и знамен делались в виде острия копья.
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА - настоящая "рабочая лошадка" войны. Имел грузоподъемность полторы тонны из-за чего получил народное название "полуторка". Был самым массовым грузовым автомобилем Великой Отечественной войны, с его помощью были доставлены тонны продовольствия в блокадный Ленинград по Дороге Жизни. Немало их ушло под лёд Ладоги при выполнении этой опасной, но такой нужной ленинградцам работы.
КРАСНОЕ ЗНАМЯ
Свое начало известный исторический факт берет осенью 1944 года, когда Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами СССР И.В. Сталин на официальном мероприятии упомянул в своей речи о том, что в ознаменование скорого разгрома немецко-фашистских войск нужно водрузить над Берлином Знамя Победы.
Слова главнокомандующего были взяты на вооружение. Одна из московских фабрик срочно изготовила флаг из красной ткани, по всем правилам и канонам производства.
БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ
«Стандартный», если можно так выразиться, состав блокадного хлеба был следующим: ржаная мука (обойная или вообще любая из тех, что были под рукой) – до 75%, целлюлоза пищевая – до 10%, жмых – до 10%, остальное – это обойная пыль, выбойки из мешков или хвоя.
Но это лишь один из вариантов. По старой русской традиции в ход могла пойти и лебеда, и древесная кора, и сосновый луб. Добавляли также лузгу, рисовую мучку, соевый шрот или отруби. Мука тоже часто менялась, использовалась любая – от ячменной до кукурузной.
ПИСЬМО С ФРОНТА
Так все 4 года Великой Отечественной Войны выглядели письма с фронта. Их ждали и в тылу, и на фронте. Они несли Радость общения с близкими людьми и горечь утрат и потерь. Их ждали — и их боялись, они вызывали слезы и Радости, и Печали.
УЛИЧНЫЙ ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ
На улицах важные новости, объявления воздушной тревоги транслировались по громкоговорителям установленных на городских улицах.
ГРОМКОГОВОРИТЕЛИ
Громкоговорители были буквально в каждой квартире, на каждом рабочем месте. Они были вместо радио приёмников. Громкоговорители служили источником важной информации: о положении на фронте (голос диктора Левитана), о начале и окончании «воздушных тревог». А также граждан поддерживали, транслируя радио выступления артистов, и, конечно, через них звучал «голос Блокады», Ольги Бергольц.
ЛАМПА-КОПТИЛКА
Оказывается даже из старой стрелянной гильзы от орудий 45 мм, и солдатской смекалки, можно изготовить такую «Керосиновую лампу». Она же «Лампа-коптилка».
Верхняя часть у гильзы сплющивалась , сюда же зажималась часть материи которая будет гореть. Так же делалось отверстие для залива топлива, керосина или дизеля. Освещала такая лампа землянку, блиндаж и тому подобные сооружения. Выручала лампа и во время войны и даже после, ведь свет в послевоенное время был не у всех и не везде.
ПИСТОЛЕТ–ПУЛЕМЁТ ШПАГИНА (ППШ–41)
Пистолет-пулемет Шпагина, он же ППШ-41, стал самым распространенным автоматическим личным оружием солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). Он был распространен в различных родах войск: пехота, гвардейские части, авиадесантные группы. Активно пользовались им и партизаны, действующие на оккупированной немцами территории.
Простота обращения позволила сократить срок обучения новобранцев. А это важно в условиях военных действий. Данный ПП отлично зарекомендовал себя в танковых десантах. После прорыва линии обороны танками, солдаты с ППШ в руках врывались в окопы неприятеля.
ПЕЧКА–БУРЖУЙКА
С наступлением морозов и остановкой системы центрального отопления, единственным источником тепла в домах ленинградцев стала маленькая дровяная печка - еще со времен гражданской войны прозванной буржуйкой. Её обычно ставили прямо в квартире в самую маленькую комнату, которую легче всего прогреть. Трубу выводили прямо в окно, топили чем придётся - остатками мебели, старыми газетами и журналами, настоящие дрова были в большом дефиците.
МЕТРОНОМ
Метроном называют символом Блокады. Метроном это прибор издающий ритм (стук) заданной частоты. Во время блокады звук метронома транслировали по радио и через громкоговорители на улицах города - частый стук метронома означал начало артиллерийского обстрела и нужно было немедленно прятаться в укрытие, редкий стук - угрозы нет, всё спокойно.
ШЛЕМ ПВО М-38, "БЛОКАДНИК" (ЗЕНИТНЫЙ ШЛЕМ)
Такие шлема стали выпускать в 1938 году на Ленинградском Металлургическом заводе "ЛМЗ", в связи с чем получили неофициальное название М-38. Такой шлем во время Блокады Ленинграда использовали ополченцы, защищавшие город на подступах. Он изготавливался из стали толщиной 1,8 мм с шириной козырька - ободка 35 мм. Вес шлема составлял 1200 гр. Подшлемник изготавливали из ткани, который крепился к основанию шлема с помощью двух заклепок. Шлем ПВО М-38 изготавливали исключительно в Ленинграде до середины 1943 года.
ОБМОТКИ
Обмотки использовались еще в Древней Руси, в те времена они назывались "онучи" и играли роль портянок (носков, чулок) - они предохраняли ноги от повреждений и укусов насекомых. Мода на них вернулась в начале XX века не только в жизнь мирных людей, но и военных. В связи с участившимися военными конфликтами в то время солдатские сапоги были дорогим удовольствием, и по этой причине обмотки снова появились на ногах военных служащих. Они выполняли те же функции - защищали от холода, ссадин, порезов, укусов насекомых, в них было проще перемещаться в долгих переходах из-за их легкости.
ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЁЖ
Простейшее противотанковое заграждение, представляющее собой объёмный шестиконечный крест. Ёж устанавливается на твёрдом грунте (лучше всего подходит асфальтовое покрытие улиц). Бетон не годится — на нём ёж будет скользить. Если танкист попытается оттолкнуть ёж, тот перекатывается под днище, и танк оказывается поднятым. Гусеницы теряют сцепление с землёй, танк начинает буксовать и зачастую оказывается неспособен съехать с ежа; выступающая балка может даже пробить днище. Обороняющимся силам остаётся только уничтожать остановившиеся танки и не давать танкистам растащить ежи буксирными тросами. А если противник повёл танки другим путём — противотанковая оборона тем более выполнила свою задачу.
ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЙ АЭРОСТАТ
Специальные аэростаты, используемые для повреждения самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолёты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.
КОТЕЛОК
Котелок сначала имел круглую форму. Такая утварь выпускалась в начале войны по образцу 20-х годов. Продолговатые котелки — это уже образец 30–40-х годов. Позаимствовали такую форму у котелков немецкой армии. Дело в том, что у немецких солдат котелок традиционно крепился к ранцу, поэтому овальная форма более удобная. Советские солдаты обычно носили котелок поверх вещмешка. Самые первые изделия периода 36-го года изготавливались из качественного алюминия. Эмалированного покрытия на них вообще не было. Решение о нанесении этого покрытия было принято лишь в 1940 г. Его цель – повысить в несколько раз эксплуатационный срок изделия.У многих бойцов Красной армии встречались трофейные немецкие котелки — их можно отличить от советских по продолговатым дужкам.
ЗНАК РАНЕНИЯ
Знак ранения представлял собой прямоугольную нашивку из ткани цвета обмундирования, длиной 43 мм, шириной 5—6 мм, с полосой наготовленной из шелкового галуна тёмно-красного цвета (при лёгком ранении) или золотистого (жёлтого) (при тяжёлом ранении). Знаки нашивались на правой стороне гимнастёрки (кителя) на уровне средней пуговицы, а при наличии кармана — над правым грудным карманом. После войны носился на всех формах одежды на правой стороне груди на 8—10 мм выше орденов и медалей, а при отсутствии последних — на их месте.
СИГАРЕТЫ И ПАПИРОСЫ В ГОДЫ ВОЙНЫ
Роскошь, поэтому было налажено производство махорки. Советские бойцы курили в основном махорку: "Укртютюн", "Крымтабак", всевозможные среднеазиатские сорта дешёвого табака. Выдавалась в качестве пайка махорка в пачках, а потом пересыпалась солдатами в кисет. Выглядела махорка как очень сильно измельчённый табак. Из этой табачной пыли делались "самокрутки": брался кусок бумаги (обычно газета), скручивалась трубочка и набивалась махоркой.
СОЛДАТСКИЙ СМЕРТНЫЙ МЕДАЛЬОН
Солдатский смертный медальон в РККА был введен 14.08.1925 года и фактически копировал «ладанку» армии царской России. Медальон выдавался всем зачисленным на военную службу, независимо от рода войск. Первые образцы медальонов изготавливались в виде плоской жестяной коробочки («ладанки»), размером 50х33х4 мм с ушком для шнура при ношения на шее. Внутрь коробочки вкладывался стандартный бланк или же любой клочок бумаги с данными владельца. На бланке вкладыша имелись следующие графы: фамилия, имя, отчество, год рождения, воинское звание; уроженец: республика, край, область, город, район, сельский совет, деревня; адрес семьи; фамилия имя и отчество родственника; каким райвоенкоматом призван; группа крови. Указывать наименование воинской части в медальоне запрещалось. В ходе боевых действий стало очевидным, что жестяной медальон не герметичен, а пергаментный вкладыш быстро приходил в негодность.В связи с этим приказом НКО от 15.03.1941 года за № 138 были введены в обращение новые медальоны в виде текстолитового или эбонитового шести/восьмигранного или круглого цилиндрического пенала, внутрь которого вкладывался листок бумаги с данными бойца.
ПИЛОТКА
В Русской императорской армиипилотка появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовали «перелёткой» или «полёткой» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема. Прототипом этого головного убора, возможно, послужил гленгарри (англ. glengarry) – кельтский головной убор, употребляемый шотландскими военными или сербский головной убор шайкача. После того как «мягкую складную шапку» ввели для воздухоплавателей и авиаторов, те быстро оценили ее преимущества. Хотя тогдашняя пилотка и шилась из сукна черного цвета, в ней было удобно ходить даже летом – удобнее, чем в фуражке. И хотя носить пилотки полагалось только вне строя, скажем, в полетах или в перерывах между ними, а также во время нахождения на аэродроме, русские летчики быстро завели моду носить пилотки и за пределами летного поля.
РУЧНАЯ ГРАНАТА РГ-42
Одним из самых остроумных и при этом эффективных видов оружия стала ручная граната РГ-42 (т.н. "разрывные консервы"). Ее уникальность состоит в том, что конструктивно корпус гранаты представлял собой обыкновенную консервную банку немного измененных размеров. Только вместо сгущенки в нее укладывались осколочная рубашка из свернутой толстой стальной ленты с насечкой и заряд взрывчатого вещества.
ПОЯСНОЙ РЕМЕНЬ
Из-за того, что кожа была дорогой в обработке и зачастую требовалась для изготовления более долговечных и ответственных предметов экипировки, к концу войны большее распространение получил поясной ремень из тесьмы, усиленный элементами из кожи или кожаного спилка. Появился этот тип ремня ещё до 1941 года и использовался до конца войны. Много кожаных поясных ремней, отличавшихся деталями, поступило от союзников по ленд-лизу. Американский ремень шириной 45 мм имел однозубую пряжку, как и советские аналоги, но она изготавливалась не из круглой в сечении проволоки, а была литой или штампованной, с чёткими углами. Красноармейцами также использовались трофейные немецкие ремни, у которых из-за рисунка с орлом и свастикой приходилось дорабатывать пряжку.
КИСЕТ
Это мешочек для хранения обычного табака и махорки (курительный табак низшего сорта). Сигареты и папиросы в годы войны были большой роскошью. В качестве пайка махорка выдавалась в пачках, а потом пересыпалась солдатами в кисет.
ОПАСНАЯ БРИТВА
Несмотря на военно-полевые условия, советские солдаты бороды не отращивали. Брились красноармейцы опасными бритвами. В ходу были советские бритвы "Труд Вача" и немецкие "Золинген". Последние ценились больше, потому что качество стали было лучше.
ШИНЕЛЬ
Шинель однобортная из шинельного сукна серого цвета введена приказом РВС СССР №733 от 18 декабря 1926 г. Воротник отложной, застежка потайная на пяти крючках, карманы долевые прорезные без клапанов, рукава с настроченными прямыми обшлагами. Сзади складка заканчивается шлицей. Хлястик пристегивается к столбикам на две пуговицы.
СОЛДАТСКИЕ САПОГИ
Солдатские сапоги изготавливались из юфти и в Красной Армии поступали на снабжение всех родов войск.В середине 30-х годов в СССР была придумана кирза – материал с тканевой основой, на которую наносился искусственный бутадиен-натриевый каучук с имитацией фактуры кожи. С началом войны остро встала проблема снабжения отмобилизованной армии обувью, и «чёртова кожа» пришлась как нельзя кстати – сапоги красноармейца стали кирзовыми. К 1945 году типичный советский пехотинец был обут именно в кирзачи или ботинки с обмотками, но бывалые солдаты стремились раздобыть для себя кожаные сапоги.
ПЕНАЛ С ПИСЬМЕННЫМИ ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМИ
Пенал с письменными принадлежностями Героя Советского союза Зои Космодемьянской. Переданы в Исторический музей Л.Т. Космодемьянской, матерью Зои. 1942г Канцелярских принадлежностей у советской армии тоже не было в достатке. Цветные карандаши требовались только офицерам — ими наносились пометки на картах об оперативной обстановке. Стандартными цветами были красный (свои войска) и синий (боевые силы противника). Шариковых ручек тогда в ходу в СССР не было, поэтому штабные работники пользовались перьевыми. У штаба было обычно несколько машин, которые и возили канцелярию.
НОЖ РАЗВЕДЧИКА
Нож разведчика образца 1940 года был принят на вооружение Красной Армии по итогам советско-финской войны 1939–1940 гг., когда возникла нужда в простом и удобном армейском боевом ноже. Несмотря на единый чертёж, НР-40 разных производителей различаются в деталях.На начальном этапе Великой Отечественной войны ножами НР-40 вооружались лишь разведчики. Для пехоты они не были уставным оружием, но чем ближе к 1945 году, тем во всё больших количествах ножи можно видеть на фотоснимках обычных автоматчиков. Производство НР-40 продолжалось и после войны, как в СССР, так и в странах-участницах Варшавского договора.
СТАЛЬНОЙ ШЛЕМ СШ-40
Стальной шлем СШ-40 является модернизацией шлема СШ-39, принятого на снабжение Красной Армии в июне 1939 года. В конструкции СШ-39 были устранены недостатки предыдущего СШ-36, однако эксплуатация СШ-39 в ходе советско-финской войны 1939–1940 гг. выявила существенный недостаток – под него нельзя было надеть зимнюю шапку, а штатный шерстяной подшлемник не спасал от сильных морозов. Поэтому солдаты часто выламывали подтулейное устройство СШ-39 и носили каску поверх шапки без него.В итоге в новом шлеме СШ-40 подтулейное устройство значительно отличалось от СШ-39, хотя форма купола осталась без изменений.
МАЛАЯ ПЕХОТНАЯ ЛОПАТА МПЛ-50
В ходе войны малая пехотная лопата мпл-50 претерпела ряд изменений, направленных на упрощение производства. Вначале в целом конструкция лотка и лопаты осталась без изменений, но крепление накладки с задним тяжем стало производиться точечной электросваркой вместо заклёпок, чуть позже отказались от обжимного кольца, продолжая крепить черенок между тяжами на заклёпках. В 1943 году появился ещё более упрощённый вариант МПЛ-50: лопата стала цельноштампованной. В ней отказались от накладки с задним тяжем, а форма верхней части переднего тяжа стала ровной (до того она была треугольной).
КОМПАС АДРИАНОВА
Компас адрианова — российский и советский штатный военный наручный компас, конструкция которого была создана русским картографом В. Н. Адриановым в 1907 году. Наряду с артиллерийскимкомпасом АК он считался самым распространённым навигационным инструментом в вооружённых силах СССР. В конструкции в большинстве случаев содержатся радиоактивные вещества, хотя при отсутствии повреждений компас опасности не представляет.
РУССКИЙ ЧЕТЫРЁХГРАННЫЙ ИГОЛЬЧАТЫЙ
Русский четырёхгранный игольчатый ШТЫК — колющее оружие, примыкаемое к стволам винтовокБердана(«Берданка») и 3-х линейных винтовок образцов 1891 и 1891/1930 гг. («Трёхлинейка»), карабинов образца 1944 года и самозарядных карабинов Симонова образца 1945 года (СКС). В литературе часто встречается и другое название — Русский штык. Он использовался для ближней атаки после выстрела, но вскоре он был заменен на штык ножевого типа, а после и вовсе вышел из обихода за ненадобностью и частых поломок в неподходящие моменты
ГИМНАСТЕРКА
Плотная тканевая удлиненная рубашка, которую носили с ремнём или поясом, элемент гражданской, ведомственной и форменной одежды, распространённый в России и в СССР до конца 60-х годов XX века
ПРОТИВОГАЗ БНТ 4
Изготовлявшийся в СССР противогаз БН в двух образцах со шлемом и с маской. Противогазы такой модели состояли из противогазной коробки и поглотителем, соединительной трубки, изготовленной из резины, обтянутой трикотажем, патрубка, выдыхательным клапаном, резинового шлема, маски, сумки для носки и хранения противогаза.